Станет ли Биткойн мировой резервной валютой?

Запись в блоге разместил пользователь durio, 30 янв 2014.

[​IMG]

За последний месяц цифровая валюта удвоилась в цене, а ее денежная база сейчас больше, чем у национальных валют многих стран. В связи с этим, имеет смысл обсудить важный вопрос — может ли Биткойн в перспективе утвердиться в качестве мировой резервной валюты?

Начав свой победный рост в августе этого года, в ноябре биткойн уверенно взял высоту $300 (с максимумом в райне $350). Только за последний месяц цифровая валюта удвоилась в цене, а ее денежная база (которую иногда неточно называют рыночной капитализацией) достигла вполне приличных 3.5 миллиарда в долларовом эквиваленте, превзойдя денежную базу национальных валют многих небольших стран.

Ве попытки СМИ представить Биткойн в качестве нового инвестиционного пузыря, вроде «тюльпановой лихорадки», кажется, только подливают масла в огонь. А посмотрите-ка, как Биткойн рванул вверх вчера на больших объемах торгов после комментариев Драги о том, что не стоило Центробанкам всех стран так поспешно избавляться от золота…

[​IMG]

Вот и блоггер Чарльз Хью-Смит пытается найти ответ на этот вопрос:

Может ли негосударственная цифровая валюта Bitcoin стать мировой резервной валютой? Идея пришла в мою голову после недавнего разговора с Максом Кайзером Изображение удалено во время нашего обсуждения резервных валют.

Эта идея вызывает интерес сразу на нескольких уровнях. С точки зрения сохранения стоимости, главное требование к резервным валютам состоит в том, что они не могут быть напечатаны (то есть обесценены) отдельными правительствами. Золото и серебро веками служили в качестве общепризнанной резервной валюты, так как драгоценные металлы могут быть обменяны на товары и услуги, предоставлены в качестве залога и служат надежным средством сбережения.

Хотя многие наблюдатели по-прежнему считают золото единственный надежный резервной валютой, было бы интересно спросить (в качестве мысленного эксперимента), может ли цифровая валюта также выступать в качестве мировой резервной валюты.

Так как цифровая валюта не имеет реального физического обеспечения, ее стоимость основана исключительно на дефиците и его всеобщей приемлемости в качестве денег. Эти два аспекта являются взаимно поддерживающими: чтобы создать дефицит, должен быть спрос на цифровые деньги, и источником спроса является то, что цифровая валюта может использоваться как деньги, для покупки товаров, услуг, ресурсов и (в конечном итоге) золота.

Отсюда следует, что первый шаг для того, чтобы цифровая валюта стала резервной, состоит в том, чтобы она не выпускалась в количестве, превышающем предложение. Если цифровая валюта печатается в больших количествах, она не будет достаточно дефицитной, чтобы приобрести какую-то стоимость. Если, скажем, у меня есть один Кукукойн (гипотетическая цифровая валюта), а завтра будет напечатан еще триллион новых Кукукойнов, стоимость одной моей монеты снизится практически до нуля .

Вторым шагом является широкое признание цифровой во всем мире в качестве денег, то есть средства сбережения и средства обмена на товары и услуги.

В этих двух требованиях есть скрытое противоречие. Чтобы играть важную роль в 60-триллионной мировой экономике, мой Кукукойн должен печататься в большом количестве: их должно быть достаточно для того, чтобы служить смазкой для миллионов транзакций, больших и малых, на всех рынках всего мира. Используя доллар США в качестве ориентира (USD является сейчас основной резервной валютой), можно оценить что потребуется как минимум $1 трлн Кукукойнов, чтобы они стали практичной глобальной валютой.

Чтобы выступать в качестве резервной валюты, еще один-два триллиона необходимы, поскольку страны будут держать эти Кукукойны в качестве резерва. (Сейчас резервы наций составляют примерно $7 трлн долларов США, около 3 трлн евро и 1 триллион в иене, фунте и других валютах.)

Но быстрый выпуск Кукукойна в таких объемах несомненно подорвет его дефицитность, и тем самым лишит его всякой ценности. Таким образом, выпуск цифровых монет придется проводить очень постепенно, по мере того, как они будут требоваться для нужд мировой экономики..

С другой стороны, если спрос на цифровую валюту стремительно растет, а ее выпуск не увеличивается, рост ее курса конечно сильно радует всех держателей валюты, но такая волатильность представляет собой риск. Например, для стран, которые попытаются использовать ее в качестве валютного резерва для стабилизации своей национальной валюты. Если цифровая валюта может подскочить в десять раз в течение короткого времени, то почему бы ей и не падать с такой же волатильностью?

Пока валюта волатильна, она вряд ли станет резервной: держатель резервов нуждается в ликвидности (то есть в возможности легко продать или обменять большие объемы без потерь). Ему нужна валюта, которая предсказуемо сохраняет свое значение. Нестабильная валюта создает риски, как и валюты, которые не могут быть проданы в достаточном объеме без резкого влияния на рыночную стоимость валюты.

Эти условия создают высокий барьер для любой цифровой валюты, но они не являются непреодолимыми. Даже сейчас, негосударственные цифровые валюты могут сыграть свою нишевую роль в мировой экономике, особенно если выпускаемые правительствами валюты будут дестабилизированы / девальвированы в результате массовой печати деньги, к которому сейчас безответственно прибегает большинство центральных банков и государственных казначейств.

Является ли дефицитность негосударственной цифровой валюты достаточным условием, чтобы утвердиться в качестве резервной? Bitcoin нам предлагает реальный эксперимент.